Выбор пути. Нишио-Будо

Ощути, что ты в жизни Творец,
не считая, что 
– много, что – мало,
и на чем-то поставив конец,
обнаружишь, что вывел начало.

 

Мастер – это человек, наблюдая действия которого открываешь для себя что-то новое, как будто одним только наблюдением переносишься в другой мир, другое измерение и необъяснимым внутренним чутьем понимаешь, что этот человек познал истину. И если прикосновение к делу мастера затрагивает спящее внутри, то внешне это проявляется зовущим желанием: «И я так хочу!». Так обычно начинается путь учения.

Мне повезло. Мне очень повезло – я встретилась с людьми, которые являются Мастерами. Люди с живыми глазами.

«Я всего лишь хочу знать, что я могу делать в этом теле». Как мог человек, приехавший из Японии, живший и учившийся там всю свою жизнь, сенсей Такаши Куроки так просто и спокойно выразить в одной фразе целый том философских рассуждений? Да, сенсей Такаши Куроки говорит мало. Он делает. И то, что он делает – это НИШИО-БУДО.

Нишио-Будо – стиль, разработанный Нишио-сенсеем, прямым учеником о–сенсея Морихея Уесибы. Владея знанием каратэ, дзюдо, иайдо, кендо и дзёдо Седзи Нишио-сенсей использовал их для создания своей системы, в которой отображены все принципы айкидо в виде взаимосвязи движений тела без оружия с движениями меча и дзё (палка, шест). Целью Нишио-Будо ставится не жёсткий контакт, не конфликт, но слияние двух потоков и поиск наиболее рационального движения единой направленной силы.

Уникальна система преподавания техник рукопашного боя, объясняемая посредством оружия. Трудно отобразить словами динамику и красоту перемещений, силу бросков и общую гармонию движений. Силу с высокой степенью контроля. Такая сила позволяет одержать победу без увечий противника, являясь наиболее приемлемой в обществе.

Что иногда значит интеллигентность человека перед грубостью хама? Иметь возможность дать надлежащий отпор без последствий «превышения мер необходимой самообороны» в виде травм, с которыми иногда «обиженный» хам тут же отправляется в суд; дать уверенность в своих силах подрастающему поколению без прививания садистских идей, насаждаемых сплошь и рядом; воспитание здоровой реакции на агрессию и спокойствие духа; концентрация энергии; накопление и верное направление силы; раскрытие своих внутренних возможностей; умение общаться и обращаться с собственным телом, партнером, окружающим миром; выработка чувства собственного достоинства – все, что можно выразить словами – обретение себя – все это путь НИШИО-БУДО.

Сейчас шиханом японской федерации ЮФУКАН представляющей НИШИО-БУДО является Кодзи Йошида (7 дан Нишио-Рю, 7 дан Иайдо, 7 дан айкидо айкикай).

В состав федерации входят такие страны как Украина, США, Франция, Чехия, Польша, Россия.

Проводя последний семинар в Украине во время беседы с учениками на вопрос о цели обучения Йошида-шихан сказал: «Если человек вследствие изучения боевого искусства смог более творчески раскрыть себя, я считаю цель моих занятий выполненной».

Представителем Нишио-Будо в Украине является сенсей Такаши Куроки (5 дан Нишио-Рю, 5 дан Тохо Иай, 5 дан дзедо, 4 дан Айкидо Айкикай), который сейчас живет и преподает в городе Киеве, проводит регулярные семинары в г. Харькове,  Львове, Одессе, Николаеве, и за пределами нашей страны. Обладая редким Даром Учителя, он смог передать знание техник своим ученикам.

Редкий Дар – Учитель. Как правило, на пути встречаются люди, которые очень хотят учить (или поучать) не имея при этом искреннего желания, чтобы ученик действительно знал. А может – и сами-то толком не знают. Японская поговорка гласит: «Если ученик не достиг уровня Мастера – это не ученик. Если ученик достиг уровня Мастера – это пол-ученика. Если ученик превзошел Мастера – это ученик». Так ли все те, кто обучает, внутренне следуют этому правилу?

Однажды разговаривая об одной из спортивных секций с подростком, почти еще ребёнком, я предлагала пойти и посмотреть, что показывает тренер, чем там занимаются, сделать выбор… На что получила замечательный ответ: «Нет, я лучше посмотрю, что умеют делать ученики». Что ж, устами младенца глаголет истина.

Но это слова, а слова – это просто информация. Только когда информация используется на практике, рождается опыт, и только из опыта рождается знание. По этому, сколько не говори – не узнаешь, пока не попробуешь.

Как часто, идя по улице я смотрю на окружающих взрослых людей и вижу потухшие глаза, за которыми прячется вопрос: «И это все?». Работа (часто скучная), беготня и суета между магазинов, поездки в транспорте, дом, телевизор, диван. Встречи с такими же потухшими глазами. С отклонением преимущественно в «мужскую» сторону – пиво – футбол или в «женскую» – уборка – стирка – готовка – дети… И это всё? Куда делись блестящие глаза молодости? Это что, вся жизнь?

А ГДЕ ЖЕ ВЫ? Уникальные, неповторимые, единственные, целостные, творческие?!

Да там же, по ту сторону глаз. Кто-то спит, кто-то прячется, кто-то боится, кто-то умер уже, возможно… Кто-то еще не верит, что именно он и есть Мастер и Учитель…

Кто-то ищет ответ на вопрос, который всё не дает покоя:

ТАК КТО ЖЕ Я?

© Оксана Цуканова-Капитульская,
10.2008 г.

С разрешения сенсея Takashi Kuroki
статья опубликована в журнале «Неведомый мир», №10 (115), 2008 г.
www.000webhost.com