This page is hosted for free by zzz.com.ua, if you are owner of this page, you can remove this message and gain access to many additional features by upgrading your hosting to PRO or VIP for just 32.50 UAH.
Do you want to support owner of this site? Click here and donate to his account some amount, he will be able to use it to pay for any of our services, including removing this ad.

Иайдо: Будо и динамическая медитация

Скрестились два меча;
Мужество воина,
Подобно цветку лотоса,
Сияющему в огне,
Парит в вышине,
Проникая собой пространство.
Тодзан

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения.
Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование самого себя.
Дейв Лори

 

Легенда рассказывает, что в 1549 году в семье самурая родился Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигинобу. Когда он был ещё мальчиком, его отца убил в поединке могучий воин, мастер меча Хатиносукэ. Тогда Хаясидзаки решил отомстить за отца и долго тренировался. Через несколько лет он достиг хорошей формы, но все ещё не был готов к поединку с многократно превосходящим его силой и опытом противником. Тогда он уединился в горах для медитации и оттачивания мастерства, однако и это не принесло ему достаточного результата. Отчаявшись, Хаясидзаки решил сделать себе харакири, но в ночь перед обрядом к нему явился дух Фудо Миё — покровителя воинов, который открыл юноше секрет победы: сначала нужно победить сознанием и лишь затем — мечом. Если нельзя убить противника, когда у него в руках меч, нужно сделать это раньше, чем он выхватит оружие. Говорят, что Хаясидзаки провёл сто дней в медитации и оттачивании техники молниеносного выхватывания меча с последующим рубящим ударом.

Вызвав Хатиносукэ на поединок, юноша отсек ему правую руку и поразил в горло прежде, чем тот успел обнажить оружие.

Честь отца была отомщена и родился стиль «одного удара» — иайдзюцу.

Для тех же, кто понимает глубже, открылся смысл боевого искусства Иайдо – победить раньше, чем понадобится доставать меч из ножен, сформировать такой дух, такое состояние сознания, что само нападение становится невозможным.

Людям давно известно, что спокойствие тела приводит к спокойствию духа и наоборот. Во время занятий Иайдо благодаря уникальной, отшлифованной веками системе выполняемых движений, происходит объединение души, ума и тела в цельном, изначальном естестве.

По существу, Иайдо — это один из способов динамической медитации, когда при обучении сначала достигается умение концентрировать внимание, а на последующих этапах происходит объединение сознания со всем окружающим миром, со всей Вселенной. При этом заботы повседневности уходят в сторону, возникает состояние глубокого покоя и умиротворения.

Когда ум умолкает и тело успокаивается, то биологические процессы в организме начинают протекать естественно правильным путем.

За счет мягкого увеличения вентиляции легких, соблюдения особого режима дыхания, происходит положительное влияние на дыхательную систему, органы и ткани лучше снабжаются кислородом. С учетом общего успокаивающего эффекта и релаксации, оказывается благотворное воздействие на сердце и сосуды. Опорно-двигательный аппарат и мышцы работают на занятиях в уникальном режиме, с полным вовлечением в деятельность тех структур, которые в привычной жизни не используются, чем естественно устраняются различные блоки и напряжения; происходит скорейшее восстановление подвижности и увеличение объема движений даже после травм костей и суставов.

Будучи тесно связанными с нервной системой, улучшается состояние кожи, желудочно-кишечного тракта, нормализуется деятельность желез внутренней секреции.

Вследствие вырабатываемой привычки к концентрации, повышается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к адекватному реагированию на постоянно изменяющиеся условия окружающей среды, улучшается координация движений.

Спокойный, сосредоточенный режим тренировок делает доступным занятия Иайдо людям старшего возраста и с различным состоянием здоровья.

В психологическом плане происходит увеличение психической устойчивости, закрепляется чувство «внутренней опоры». На тренировках при выполнении техник Иайдо отрабатываются целостность, единство протекания физических и психических процессов, и как следствие испытывается чувство удовольствия и искренней радости от качественного исполнения мельчайших движений тела.

Привычка осознавать себя каждое мгновение, реализованность творческой личности, уверенность в успешности начинает переносится из доджо в другие области жизни, делая тем самым восприятие мира более богатым, гармоничным, одухотворенным, а человека — здоровым и счастливым.

Поэтому, хотя времена вооруженных «до зубов» самураев и кровавых поединков на мечах прошли, у людей всех стран мира сохраняется живой интерес к занятиям таким, казалось бы, на первый взгляд непрактичным сегодня искусством, как Иайдо.

Вообще, практичным может быть лишь стремление к результату. Само же по себе искусство — это вдохновенное творчество, это сам процесс оформления изначальной присутствующей истины в идею и воплощение её в материю. Как цветение является выражением сути дерева, так и Иайдо является выражением в материальном мире человеческой сущности, её собственной неповторимой красоты.

Именно это чувствуется, когда видишь как работает настоящий мастер — и хочется самому попробовать «так», оторваться от привязанности к ограниченности собственного тела, испытать ощущение легкости и полёта…

С развитием компьютерных технологий, много самой различной информации сейчас доступно через интернет. Но к сожалению, изучение техник Иайдо по видео равносильно повтору слов попугаем; без понимания смысла и сути эти формы пусты — просто набор движений.

Но японские учителя, знающие традиции и передающие смысл и внутреннюю сущность техник — большая редкость в Украине (да и в Японии).

Один из таких редких учителей, президент организации YUFUKAN, шихан KojiYoshida (7 дан Тохо иай Нишио-Рю, 6 дан Иайдо, 7 дан Айкидо Айкикай) регулярно проводит семинары в Украине и других странах мира.

YUFUKAN представляет Нишио-Рю, уникальную школу, система знаний которой соединяет Иайдо и Айкидо, выливаясь в стиль Нишио-Будо — духовно-оздоровительную практику и эффективную систему самообороны, целью которой является познание самого себя в гармонии с окружающим миром.

Основатель Нишио-Будо Shoji Nishio сенсей, после 14-летней практики Айкидо Айкикай в Хомбу Додзё у учителя Морихэя Уэсибы, углубил свои знания в области Кендзюцу, Кендо, ИайдоДзёдо. Занятия другими Будо сильно повлияли на его технику айкидо, в особенности техники меча. Он считал, что его айкидо — это искусство Айкидо-Иайдо. «Айкидо – это путь исправления Будо прошлого. Если вы не умеете правильно пользоваться мечом, то о каком Айкидо или Будо может идти речь. Необходимо ценить истинную природу Будо О-сенсея Морихэя Уэсибы», – говорил Shoji Nishio.

Сейчас в Нишио-Будо можно практиковаться по двум направлениям: Иайдо и Айкидо одновременно или заниматься только какой-либо одной дисциплиной, сообразно собственному выбору.

В городе Харькове все интересующиеся японскими боевыми искусствами, вопросами личностного роста, духовно-оздоровительными практиками, приглашаются на занятия в группы Нишио Будо. Зал расположен по адресу: г. Харьков, ул. Космонавтов, 3.

В программу Иайдо Нишио-Рю входит изучение техник Тохо Иай, Сэйтэй Иай Ката, Мусошинден-Рю. Группы курирует и аттестует прямой ученик Shoji Nishio и Koji Yoshida сенсей Takashi Kuroki (5 дан Тайдо Нишио-Рю, 5 дан Тохо Иай Нишио-Рю, 5 дан Дзёдо, 4 дан Айкидо Айкикай), который регулярно проводит семинары в г. Харькове, Киеве, Одессе, Львове, Николаеве и других городах Украины, а также в Польше, Чехии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, России, Казахстане.

Ближайший семинар сенсея Takashi Kuroki в Украине пройдет 26-27 марта в г. Харькове.

Будучи не только талантливым, но и всесторонне развитым, доброжелательным, открытым человеком, Куроки-сенсей щедро делится своим опытом и знаниями, превращая каждый семинар в неповторимый праздник истинного мастерства.

В общем, любое Будо, как и любое искусство — это путь к той части себя, которая является истинной сущностью, изначальной данностью, увы, забываемой по мере взросления. Однако, забытая разумом, истинная сущность все равно проявляется в виде ощущения неясного, непонятного вызова, которое тревожит человека и заставляет либо отправится в поиск и понять, либо искать забвения.

Дорог и тропинок к вершине горы может быть великое множество и каждый волен выбирать себе свою. Вопросы развития здорового, целостного и свободного человека ставят перед собой все подлинно духовные школы и направления, одно из которых — глубокое, красивейшее, древнее искусство Иайдо.

Небо — прозрачно-лазурное —
Я вдыхаю его.
Листья, чуть набухшие ранней весной —
Я вдыхаю их свежесть.
Цветы — убелившие ветку вишни —
Я вдыхаю их аромат.
Солнечный зайчик в пруду, вкруг — камыш —
Я чувствую запах воды…
Все так красиво истинной красотой —
Ни за чем; гармонично.
Вдыхая красоту и гармонию,
Я выдыхаю любовь.

© Оксана Цуканова-Капитульская,
06.2011 г.

С разрешения сенсея Takashi Kuroki
статья опубликована в журнале «Неведомый мир», №6 (146), 2011 г.